Его величество — доберман

В стандарте породы записано: «Доберман отличается верностью и бесстрашием, у него крепкие нервы, он бдителен и смел. Благодаря своему развитому уму, великолепному чутью, поразительной работоспособности и послушанию он легко поддается дрессировке. Он в равной степени может быть хорошей домашней и служебной собакой».

Часто, когда речь заходит о добермане, его называют нервным, истеричным, капризным, злым и непослушным. Обычно так говорят об этой собаке люди, знающие о добермане лишь понаслышке.

Чтобы понять, какой же он на самом деле, лучше всего обратиться к специалистам, работающим с доберманом не один год.

Одно из самых ранних описаний характера добермана принадлежит немецкому полицейскому по имени Горбачек.

Сэр Ричард Доберман
Сэр Ричард Доберман. Вл. Лебедев Д., Потапова Е.

«Этого добермана звали Тролл. Где бы ни был его хозяин — на охоте, на прогулке, в дозоре — повсюду рядом с ним был его верный пес, сильный, бдительный, надежный и очень послушный. Обнаружив дичь, в то время как другие собаки еще только соображали, что им нужно делать, он успевал принести и положить ее в целости и сохранности у ног хозяина. Он также отлично ловил крыс, хомяков и хорьков. Разыскивать и приносить потерянные вещи для Тролла было истинным наслаждением. Если он по приказу хозяина охранял вещи в людном месте, то никто не смел приблизиться к ним.

Он мог задержать человека на улице, даже если тот находился на значительном расстоянии, и удерживал до прихода хозяина. Однако Тролл никогда не нападал без команды. Когда Горбачек выходил на ночное дежурство вместе с Троллом, собака бежала примерно в 30 шагах впереди хозяина и, едва заслышав его тихий призывный свист, немедленно возвращалась. Если Троллу поручали охранять заключенного, он грозным рычанием предупреждал малейшее движение с его стороны, не разрешая двигаться без приказа. Однажды Тролл в куче соломы обнаружил шестерых спящих бродяг и не позволил ни одному ускользнуть. Он также любил доставать из воды предметы и, если выносил не тот, который хотелось хозяину, снова по команде «Не то!» принимался за поиски. Дома Тролл подавал хозяину тапочки и забирал уличные ботинки без всякого напоминания.

Он был собакой одного хозяина и не признавал чужих. Ни к кому из посторонних не подходил на зов и никогда не брал еду из чужих рук.

Эта и подобные истории дают хорошую иллюстрацию характера добермана».

Вот другое свидетельство профессора Сальваторе Кальтабьяно, который много лет занимается разведением доберманов: «Я полностью согласен с теми, кто разделяет совершенно необоснованное, но весьма распространенное мнение, что доберман является диким животным с непредсказуемыми и неконтролируемыми реакциями, способным напасть даже на своего хозяина. Я не знаю, как родилась эта легенда, но если обратиться к моему собственному опыту, то 15 лет совместной жизни с доберманами (я говорю «совместной жизни», потому что мои собаки живут в доме, а не в конуре) дали мне множество примеров невероятной привязанности и одновременно характерной для них склонности к защите. Я думаю, что это склонность, отдавая свою привязанность человеку, требовать такой же привязанности от него. Другими словами, доберман может быть тем, кем он есть, а именно: смелым защитником, верным другом, способным с удивительной интуицией угадывать даже хорошо скрытое настроение своего хозяина. Все это возможно только в том случае, если хозяин любит свою собаку. Естественно, что такие идеальные дружеские отношения между собакой и ее хозяином могут возникнуть только в условиях совместной жизни. Доберман, живущий в конуре или, еще хуже, на цепи, никогда не проявит своих лучших качеств. Главное — у него никогда не будет к своему хозяину того абсолютного доверия, которое необходимо для «добровольного» послушания, не связанного с мыслью о наказании, подлинного послушания, которое не подведет в любых обстоятельствах. Как только это доверие завоевано, непослушание становится совершенно немыслимым. В качестве примера я могу сказать, что мои собаки без всякого сопротивления переносили самые болезненные процедуры, такие, как наложение швов на рану или вскрытие нарыва. Естественно, следует не только завоевать доверие, но и сохранить его, избегая несправедливых и неуместных (т.е. несвоевременных) упреков. Главным образом следует воздерживаться от побоев. Этот принцип дрессировки, в равной степени справедливый для собак любой породы, особенно важен для крайне восприимчивых доберманов, от которых всего можно добиться лаской и терпением.

Я считаю, что это не только собака для защиты, но также бесценная домашняя собака, прекрасно адаптирующаяся к людям. В связи с этим я хотел бы выделить замечательную способность доберманов (особенно сук) жить вместе с детьми, даже малолетними, чьи неизбежные мелкие мучительства они выносят с беспредельным терпением. У меня в памяти навсегда останется картина первых шагов моего маленького внука, который, учась ходить, вцепился рукой в шерсть нашей собаки Алезин, а она помогала ему медленно, без резких движений, идя рядом. Для детей постарше — доберман прекрасный товарищ в играх и верный защитник. Я говорю это, опираясь не только на свой опыт, но также на опыт сотен семей, в которых живут собаки моего завода. Все без исключения владельцы моих доберманов стали активными пропагандистами этой породы.

Однако любовь к щенку, необходимая для пробуждения в нем лучших качеств, не должна идти вразрез с его воспитанием, которое, по моему мнению, должно начинаться с первых месяцев. Щенок, которому все позволено, никогда не станет хорошей собакой, способной сопровождать хозяина повсюду без неприятных инцидентов».

А вот мнение председателя итальянского клуба доберманов: «Как известно, доберман был выведен с вполне определенной целью: зашита хозяина и охрана его дома. В дальнейшем замечательные психофизические качества позволили использовать его в самых различных функциях. Во всех случаях он показал себя превосходно, даже на фоне наиболее специализированных пород. Этим он обязан не столько своей силе, сколько своему характеру, благодаря которому легко поддается дрессировке.

Это правда, что некоторые владельцы были покусаны своими собаками, но подобные инциденты происходят и с другими породами. Причину этого надо искать в плохом воспитании собаки и в отсутствии у нее уважения к хозяину. Не стоит забывать об удивительной способности добермана реагировать на неадекватное, с его точки зрения, поведение.

Он не терпит беспричинных побоев, но и не противится заслуженному наказанию.

Если вы хотите приобрести добермана, не пленяйтесь его чисто эстетическими качествами, а лучше оцените жизнеспособность, силу, экспрессию и смелость этой собаки, наделенной умом и утонченностью, что отличает его от других пород. Следует раз и навсегда покончить с этой абсурдной и беспочвенной легендой, которая представляет добермана как свирепое животное. Острое чувство собственности заставляет его храбро защищать дом, машину, детей. С этой точки зрения понятно, что страстность, с которой доберман защищает свой мир, обусловлена единственно любовью и привязанностью к этому миру.

Он крайне привязчив, в том числе и к детям, однако не терпит, чтобы с ним обращались как с игрушкой. Из этого следует, что и детей, и собак нужно научить уважать друг друга, тогда это будут самые неразлучные друзья. И в заключение: не относитесь к вашему доберману как к свирепому животному; как можно быстрее приучите его к миру, который его окружает, чтобы все, что он постепенно узнает (люди, машины и др.), не представлялось в его глазах опасностью».

Типичный пример, иллюстрирующий защитный инстинкт добермана, описан в газете г. Дейтона (США).

«Суку добермана привезли на ферму на время, пока ее хозяин путешествовал. Там она быстро подружилась с четырехлетним мальчиком. Однажды его жизнь оказалась под угрозой. В саду недалеко от ребенка появилась большая гремучая змея. Собака почувствовала опасность. Она толкнула малыша на подстилку, не позволяя ему встать. Затем, улучив момент, отбросила его в сторону и убила змею».

Конечно, внутри каждой породы есть индивидуумы, отличающиеся поведением в ту или другую сторону. Но всю породу нельзя судить за проступки отдельных ее представителей. Понимать добермана — значит знать его. Приспособляемость его громадна, а интеллект необычайно высок и способен к рассудочной деятельности. Но всегда нужно иметь в виду, что поведение собаки в большой степени — результат воспитания и обучения. Есть хорошая пословица, которую можно применить к собаке: «Каков хозяин — таков слуга». Испортить добермана, впрочем, как и собаку любой другой породы, можно плохим воспитанием, из-за неграмотности, непонимания его психологии.

В одном из рассказов повествуется о суке добермана, работавшей на границе.

«Молодую собаку решили усыпить за то, что она откусила кончик носа своему проводнику. Дочь нового сотрудника заставы уговорила отдать собаку ей. И это, казалось бы, свирепое животное великолепно слушалось свою новую хозяйку и бдительно охраняло ее. Если девушка гуляла в горах, собака никого к ней не подпускала ближе пятидесяти метров».

В данном случае проводник плохо представлял себе характер добермана и, скорее всего, пытался добиться послушания хлыстом и палкой. Ум этой собаки вызывает восхищение.

Доберман был привязан в комнате в сельском доме. В другую комнату пробрались воры. Собака не стала лаять, очень тихо перегрызла веревку и не дала двум грабителям уйти до прихода хозяев.

В журнале «Собаководство» за 1928 г. работник питомника МУРа Черняев так рассказывает о всеобщем любимце — добермане Бере.

«Самостоятельной оригинальной сообразительностью отличается доберман-пинчер Бер, который имеет большое число раскрытых преступлений (за 1,5 года — 65, а ведущая овчарка из того же питомника за этот же период — 24). Способность Бера разбираться в гастрономии и способ ее добывания до сих пор, несмотря на привычку к собакам, приводит многих в восхищение. Выгул питомника представляет собой фруктовый сад. Обычно, когда поспевают яблоки, собаки едят их с земли. Бер же ходит и с серьезным видом высматривает по верхам. Как только увидит спелое желтое яблоко — прыжок, и с хрустом съедает. Его не только не обучали, но и наказывали за «воровство».

Доберман — более тонкая собака, чем, например, овчарка. Эта собака не для всех и каждого, а для знатоков. «Ротвейлерообразность» добермана делает его более упорным в противостоянии человеку, в то время как «пастушечность» делает овчарку более гибкой во взаимоотношениях с человеком — реальным или потенциальным членом ее стаи или противником таковой.

Истоки характера добермана следует искать в его происхождении от разных пород: овчарок, «мясницких» псов, пинчеров, веймаранеров. Для пастушьих собак характерна способность чувствовать себя главным членом стаи. Для «мясницких» псов — твердость гуртогонных собак, умеющих переупрямить заартачившегося бычка, защитить скот и самого хозяина от лихих людей. Для пинчеров — здравый смысл, настороженность и самоуверенность дворовых собак, всегда готовых навести должный порядок в своих владениях, защитить слабых, отразить нападение чужака, восстановить справедливость на своей территории. Для охотничьих собак — великолепное чутье и азартность в работе, умение вместе с хозяином преодолеть все препятствия и добиться желаемой цели. В добермане все эти свойства гармонично слились.

Те из любителей, кто узнал и сумел понять и полюбить собаку этой породы, всегда найдут новые и интересные стороны в ее характере. Для них порода доберман станет единственной. Однажды познакомившись с доберманом, останешься с ним навсегда. «Once a Koberman — always a Koberman!» (Герда Умлауф).

Добавить комментарий